Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды – о новых понятиях в сфере гидрометеорологии и совершенствовании прогнозов

Изменения в сфере гидрометеорологии страны происходят в последние несколько лет особенно активно. Это и строительство нового комплекса метеорологических и аэрологических наблюдений Метеорологическая станция «Минск», и ввод новых станций метеонаблюдений в регионах, и замена существующих и строительство новых локаторов. Совсем недавно изменения претерпела законодательная составляющая этой сферы — в Закон «О гидрометеорологической деятельности» внесен ряд поправок. Об изменениях в законодательстве, новых понятиях в сфере гидрометеорологии, совершенствовании прогнозов газета «Республика» узнавала у Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрея Худыка.



Не конкуренты, а помощники

— Андрей Павлович, насколько необходимы были законодательные изменения в сфере гидрометеорологии страны?

— Изменения назрели, поскольку предыдущий закон работал с 2006 года. За 15 лет не просто многое изменилось — появился ряд новых терминов, так сказать, внутреннего пользования, которые не были закреплены на страновом уровне. В их числе, к слову, гидрометеорологическая безопасность. Не было определения прогноза погоды. Сегодня мы знаем, и это прописано в законодательстве, что это научно обоснованное предположение о будущем состоянии атмосферы.

— Если с потребителями метеоинформации все понятно, то кто такие, например, обладатели информации? Знаю, что эта формулировка появилась в обновленном законе. Или кто может быть производителем информации помимо Белгидромета? В принципе, такое возможно?

— Если реестр производителей информации ведет только Белгидромет, то производителем информации может быть кто угодно. Вы, например. Зарегистрироваться в реестре и получить право продавать эту информацию. Правда, для этого нужна сертифицированная в Беларуси метеостанция, которая поверена и установлена в соответствии с требованиями. К слову, помимо Белгидромета в стране еще четверо производителей метеоинформации. В их числе, например, локомотивное депо «Лида», которое было первым в этом списке. Оно измеряет температуру в момент выпуска составов, то есть для своих внутренних нужд. Они, подчеркну, самые ответственные производители. В число производителей информации входят аэродром Липки, организация Гидротехпроект, которая проводит наблюдения в районе БелАЭС, и т.д. Обладателем информации также может стать любой. При условии, что у него есть где распространять эту информацию — сайты, аккаунты. Но приобретая информацию, скажем, в Белгидромете, для перепродажи, вы должны понимать, что текст прогноза не может меняться и должен содержать ссылку на источник. Соблюдение этих условий обязательно.

— Эти организации Белгидромету не конкуренты?

— В условиях изменяющегося климата, когда в пределах даже одного города могут быть солнце, дождь и град, чем чаще сеть наблюдений, тем точнее наши прогнозы. То есть фактически это наши помощники. При этом, без сомнения, прогноз синоптический, тем более официальный, никто, кроме синоптиков Белгидромета, составить не может. Как и объявлять на всю страну те же штормовые предупреждения. А то, что рынок расширяется, всегда хорошо. У нас появляется нормальная злость, что нам нужно быть лучшими.

Такие разные цвета опасности

— Нас часто предупреждают об оранжевом уровне опасности. Реже — о красном. Тем не менее эти коды появились в обновленном законодательстве только сейчас.

— Совсем скоро цветовые коды опасности будут официально закреплены постановлением Минприроды и МЧС. Они активно используются в прогнозах с 2013 года, но были утверждены на уровне Белгидромета. Однако до сих пор не было странового документа, который бы пояснял, на основании чего эти коды объявляются и распространяются. Сегодня мы выделяем четыре кода — от красного, когда погодные условия очень опасны, до зеленого, когда опасности не ожидается. Между ними еще желтый и оранжевый уровни. Причем такая градация существует для каждого из погодных явлений. Например, скорость ветра 25 м/с и более — это красный уровень опасности, а 15—20 — всего лишь желтый. К красному уровню относятся осадки — 50 мм и более за 12 часов, град диаметром 20 мм и более, туман при видимости 50 метров и менее и т.д. Свои показатели по метели, снегу, гололеду, температурам и даже пыльным бурям.

— Знаю, что теперь законодательство позволило урегулировать взаимоотношения с гражданской авиацией. А какие вопросы здесь были?

— Дело в том, что если обеспечивать государственную гражданскую авиацию прогнозами Белгидромет должен безвозмездно — это входит в круг обязанностей ведомства, — то как быть с частниками? Сегодня эти вопросы урегулированы. И есть несколько потребителей такой информации. Кто-то скажет: немного. Но вы должны понимать, что, даже если договор всего один, без законодательной основы не обойтись.

— Можно сказать, что у каждой метеоинформации есть свой потребитель?

— Вы не представляете, насколько это верно. Например, когда два года назад на сайте Белгидромета отчеты о гидрологической ситуации на реках страны стали более лаконичными, посыпались звонки от рыбаков, отдыхающих, из специализированных изданий. Они настаивали на том, что имеют право получать полную информацию.

— Казалось бы, все направления метеопрогнозов охвачены. Есть что еще предложить рынку?

— Помимо классических прогнозов, Белгидромет выпускает паспорта погоды и сертификаты. Например, сертификат, где значится, какая погода была на день рождения ребенка, год свадьбы. Если речь о юбилее, сколько за это время выпало осадков, сколько было солнечных дней и т.д. И они успели полюбиться людям.

Еще точнее

— Самая любимая тема для обсуждения — точность прогнозов. Как сегодня обстоят дела на этом поприще?

— Если когда-то и прогноз на завтра был достижением, сегодня люди хотят строить планы на неделю вперед. И это правильно. То есть долгосрочные прогнозы. В рамках одного из международных проектов создан атлас ветров, а также год назад Белгидромет приобрел лицензию у Европейского центра среднесрочного прогнозирования. Их прогнозы на семь суток считаются самыми точными. В принципе, у нас долгосрочные прогнозы всегда были хорошими. Но ситуация ситуации рознь. Когда, как пару недель назад, над территорией страны собиралась конвективная облачность. Нужно понимать, что конвективное облако живет всего от получаса до трех часов, и каким будет развитие событий, не то что за неделю — за день предсказать невозможно. Оно может сформироваться и вылиться в течение получаса, а может разрушиться и проявиться только в облачности. Но недельный прогноз оправдываемостью в 92—98 процентов — это очень хорошо. В Европе прогноз оправдываемостью свыше 80 процентов уже считается хорошим.



Благодаря таким сотрудникам, как ведущий инженер-синоптик Матвей Четырко и инженер-синоптик Оксана Тимофеева, мы получаем недельные прогнозы оправдываемостью в 92–98 процентов.

— Можем мы говорить сегодня о прогнозах на лето?

— Прогноз на целый сезон — дело неблагодарное. Вспомните: некоторые предсказывали холодный июнь. Да, такую информацию выдавали математические прогнозы. Но вы сами видите, что произошло. В итоге рекорд июня прошлого года побит. По Гомельской области — за всю историю метеонаблюдений.

— Белгидромет недавно пережил масштабную реконструкцию. Это отразилось на качестве прогнозов?

— Без сомнения. Все плюсы сразу же оценили именно синоптики. До этого белорусский прогноз много критиковали, зачастую справедливо. Но мы были на таком техническом уровне, когда половина страны присылала метеоданные раз в три часа, потому что автоматического учета не было, а другая половина работала в «автомате», используя разные программы. Как синоптику в этом разобраться? Сейчас сбор информации нормализовался. Немаловажно, что человек исключен из этой цепочки. Человеческий фактор значение имеет — кто-то работает медленнее, кто-то быстрее.

Когда было предложено создать дорожную карту и нас спросили, что нужно поменять в сфере метеорологии, мы сказали: потребуется модернизация всей сети наблюдений, увеличение количества станций, строительство и реконструкция локаторов. Благодаря выделенным серьезным средствам Белгидромет пережил серьезную модернизацию. Не растянутую во времени, когда покупается единица техники в год, а действительно масштабную. Но почивать на лаврах рано: узкие места остались. Эта пятилетка идет под знаком гидрологии, где до сих пор используются ручные наблюдения. Здесь также необходима автоматизация.