Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 70 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» официальное толкование нормативного правового акта осуществляет нормотворческий орган, принявший (издавший) этот акт, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Центр официально не наделен правом разъяснения законодательства Республики Беларусь

Как получить дубликат Свидетельства о повышении квалификации, в случае его утери?

В соответствии с подпунктом 2.10 пункта 2, пунктом 12 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Свидетельство о повышении квалификации, выданное по результатам прохождения курсов повышения квалификации, является документом об образовании. 

Выдача дубликата документа об образовании, приложения к нему, документа об обучении является административной процедурой, предусмотренной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2010 № 200 (далее – Перечень). 

Для получения дубликата справки об обучении необходимо обратиться в учреждение образования с заявлением, представить документы, предусмотренные подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Перечня.



Как получить дубликат справки об образовании, в случае ее утери?

В соответствии с подпунктом 2.7 пункта 2, пунктом 9 статьи 99 Кодекса Республики Беларусь об образовании, справка об обучении, выданная по результатам прохождения обучающего семинара, является документом об обучении. 

Выдача дубликата документа об образовании, приложения к нему, документа об обучении является административной процедурой, предусмотренной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2010 № 200 (далее – Перечень). 

Для получения дубликата справки об обучении необходимо обратиться в учреждение образования с заявлением, представить документы, предусмотренные подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Перечня.


Необходимо ли проходить государственную экологическую экспертизу в отношении объектов сельскохозяйственного назначения в рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года №7 «О развитии предпринимательства»?

Ответ: В соответствии с абзацами пятым и двенадцатым подпункта 4.4 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) и примечания к указанной части установлено, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не обращаются за проведением государственной экологической экспертизы в отношении объектов сельскохозяйственного назначения, за исключением объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность. 

Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены Приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 08.02.2016 № 34). 

Таким образом, в случае, если на рассматриваемом объекте сельскохозяйственного назначения не планируется осуществлять экологически опасную деятельность, необходимости проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации Центром не усматривается.

Планируется строительство складских зданий на территории предприятия. В свидетельстве (удостоверении) государственной регистрации на земельный участок не указаны виды ограничений (обременений). Следовательно, объект не находится в водоохранной зоне. Просим сообщить о необходимости прохождения государственной экологической экспертизы по проекту.

Ответ: Объекты государственной экологической экспертизы определены статьей 5 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016года № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон).

Так, в соответствии с подпунктом 1.3. пункта 1 статьи 5 Закона объектами государственной экологической экспертизы являются, в том числе, строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, а также объектов, для которых предусмотрено проведение оценки воздействия на окружающую среду согласно статье 7 Закона. 

Статьей 63 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года № 1982-XII «Об охране окружающей среды» определены природные территории, подлежащие специальной охране:

  • курортные зоны; 

  • зоны отдыха;

  • парки, скверы и бульвары;

  • водоохранные зоны и прибрежные полосы рек и водоемов;

  • зоны санитарной охраны месторождений минеральных вод и лечебных сапропелей;

  • зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора;

  • рекреационно-оздоровительные и защитные леса;

  • типичные и редкие природные ландшафты и биотопы; - верховые болота, болота, являющиеся истоками водотоков; - места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;

  • природные территории, имеющие значение для размножения, нагула, зимовки и (или) миграции диких животных; - охранные зоны особо охраняемых природных территорий;

  • иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования. 

Таким образом, вопрос отнесения проектной документации, предусматривающей строительство складских зданий на территории предприятия, к объектам государственной экологической экспертизы следует рассматривать, принимая во внимание местоположение объекта строительства и информацию о наличии в границах проведения работ природных территорий, подлежащие специальной охране.

Следует отметить, что Центр официально предоставлять информацию о наличии или отсутствии в границах того или иного земельного участка природных территорий, подлежащие специальной охране, не уполномочен

Можно ли не обращаться за проведением государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации при реконструкции котельной с заменой типа котлоагрегатов без увеличения или со снижением их мощности (при которой не увеличивается или даже уменьшается выбросы вредных веществ в атмосферу)?

Ответ: В соответствии с абзацами пятым и девятым подпункта 4.4 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) установлено, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не обращаются за проведением государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации по объектам модернизации, реконструкции, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на компоненты природной среды. 

В случае, если проектной документацией предусматривается реконструкции котельной с заменой типа котлоагрегатов, реализация проектных решений предполагает, в том числе, изменение характеристик источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. 

Таким образом, предусматриваемая реконструкция связана с оказанием воздействия на компоненты природной среды, так как предусматривает, в том числе, изменение параметров источника загрязнения атмосферного воздуха. Следовательно, по мнению Центра, предусматриваемая реконструкция связана с оказанием воздействия на компоненты природной среды, экономическая деятельность в сфере строительства по рассматриваемому объекту не подпадает под нормы, предусмотренные абзацами пятым и девятым подпункта 4.4 пункта 4 Декрета № 7. 

Таким образом, при принятии решения об отнесении проектной документации по реконструкции котельной с заменой котлоагрегатов необходимо руководствоваться положениями статьи 5 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 года № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду».